Саратовская региональная творческая композиторская организация
+7 (8452) 27-85-10 Председатель Правления, референт

Вспоминая Бориса СОСНОВЦЕВА...

Сегодня Борису Андреевичу СОСНОВЦЕВУ исполнилось бы 97 лет... 

СОСНОВЦЕВ Борис Андреевич (20.07.1921 г., Самара (Куйбышев) - 07.03. 2007, Саратов) - композитор, исследователь, педагог, общественный деятель. После обучения в муз. училище при Московской консерватории по классу композиции в 1941 поступил в класс композиции профессора Московской консерватории А.Н. Александрова. В начале войны (в 1941), Борис Андреевич Сосновцев вернулся в Куйбышев, где познакомился с Д.Д. Шостаковичем  и брал у него уроки по композиции. Окончив с отличием консерваторию в 1949, совершенствовался в теоретической аспирантуре под руководством докт. искусствоведения, проф. В.А. Цуккермана. В 1954 Б.А.Сосоновцев получил ученую степень кандидата искусствоведения, защитив диссертацию «Симфоническое творчество С.В. Рахманинова в период 1890 - 1900-х». С 1953 вел преподавательскую деятельность на историко-теоретической кафедре Саратовской государственной консерватории (с 1953 - ст. преподаватель, с 1956 - заведующий кафедрой, с 1958 - доцент, с 1962 - заведующий кафедрой теории музыки и композиции, с 1968 по 1982 - профессор, с 1969 по 1976 - ректор Саратовской консерватории, с 1982 по 1987 - профессор-консультант).

Борис Сосновцев. - член Союза композиторв СССР с 1955, с 1956 - председатель Саратовского отделения Союза композиторов СССР, с 1966 - председатель Нижне-Волжского отделения Союза композиторов РСФСР, на II и III съездах композиторов - член правления СК СССР (1958) и РСФСР (1968). Не только профессиональные, но и длительные дружеские отношения связывали его с выдающимися современниками - Д.Д.Шостаковичем и Г.В.Свиридовым. Б.А.Сосновцев был талантливым композитором, его сочинения многократно публиковались в столичных музыкальных издательствах, исполнялись не только в России, но и за рубежом. Характер его музыки неразрывно связан с русским народным творчеством и в особенности с его волжской ветвью. Это обнаруживается уже в таких ранних произведениях, как Симфониетта на русские темы (1959), Пять народных песен для струнного квартета (1960). В опере «Степан Разин» (1977) народно-песенный материал выходит за пределы камерного жанра и встраивается в широкую эпическую панораму. Самобытную область творчества образуют вокально-хоровые жанры - кантата на стихи А. Твардовского «За годом - год» (1962), оратория на стихи С. Острового «Я говорю это всем» (1965) и др., в которых ведется внутренний диалог с Г.В. Свиридовым. Нежным, тонким, пронзительным откровением наполнены циклы романсов на стихи С. Щипачева (1963), Н. Заболоцкого (1966), С. Есенина (1986, 1988), Н. Рубцова (1992). В традициях русской композиторской школы выдержаны такие сочинения крупных инструментальных жанров, как симфонии (1968, 1971, 1979, 1983) и концерты для солирующих инструментов с оркестром (1957, 1961, 1970, 1989). В них преобладают либо действенно-драматический, но с тенденцией постепенного просветления, либо лирико-психологический тон высказывания. Любимым приемом драматургического развития является смещение акцента ближе к концу произведения на лирическую тему, звучащую гимном красоте.

Борис Андреевич Сосновцев был опытным и взыскательным педагогом, обладавшим даром мощного стимулирования ответственности и самоотдачи студентов. Среди его известных выпускников - проректор по научной работе, проф. СГК Е.Д.Ершова, заведующий кафедрой теории музыки и композиции профессор Е.И.Вартанова, проф. Латвийской консерватории Е.В.Лебедева, проф. Краснодарского университета искусства и культуры В.Г.Комиссинский, проф. Владивостокского института искусств С.А. Простяков и др. С. умело направлял и организовывал работу преподавателей, внимательно подбирал педагогический состав. В период руководства Б.А.Сосновцева в СГК впервые была открыта теоретическая аспирантура (1971). За активную, плодотворную и многолетнюю музыкально-общественную деятельность Борис Андреевич Сосновцев был награжден Почетной Грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР (1962), медалью «За доблестный труд» (1971), удостоен Почетного звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР (1972).

Основные соч.: Оперные и вокально-симфонические произведения: «Степан Разин», опера, либретто С. Рожновского, 1977. «За годом - год», кантата на стихи А. Твардовского, 1962. - Саратов, 1962. «Я говорю это всем», оратория на стихи С. Острового, 1965. «Русь», кантата на стихи И. Никитина, 1984.

Камерно-инструментальные произведения: Пять русских народных песен для струнного квартета, 1960. - М.:«Музыка», 1967. Шесть русских народных песен для деревянных духовых инструментов, 1961. Вариации для фортепиано, 1965. - М.:«Музыка», 1971. Сонатина для фортепиано, 1968. - М.:«Сов. композитор», 1971. Семь прелюдий для фортепиано, 1968. - М.:«Музыка», 1971. Шесть русских народных песен для струнного квартета, 1971. - Саратов, 1971. Двенадцать прелюдий для фортепиано, 1972. - М.:«Сов. композитор», 1977. Двенадцать прелюдий для фортепиано, 1978. - М.:«Сов. композитор», 1981. Пять мелодий для виолончели и фортепиано, 1981. - М.:«Сов. композитор», 1987. Соната для фортепиано, 1991. Струнный квартет, 1994; Пять стихотворений С. Щипачева для высокого голоса и фортепиано, 1960. - М.:«Сов. композитор», 1963. Пять песен для голоса и фортепиано на стихи М. Джалиля, 1962. «Прощание с зимой» для баритона и фортепиано на стихи С. Щипачева, 1963. Пять стихотворений Н. Заболоцкого для голоса и фортепиано, 1966. «Русь советская» на стихи С. Есенина, 1987. Пять песен для баса и фортепиано на стихи С. Есенина, 1988. «До свиданья, друг мой, до свиданья...» для тенора и фортепиано на стихи С. Есенина, 1988. Семь песен для высокого голоса и фортепиано на стихи А. Прокофьева, 1990. Вокальный цикл для тенора и фортепиано на стихи Н. Рубцова, 1992.

Симфонические произведения: Концерт для скрипки и симфонического оркестра, 1957, Симфониетта на русские темы, 1959. - М.:«Сов. композитор», 1962. Концерт № 1 для фортепиано и симфонического оркестра, 1961. - М.:«Сов. композитор», 1971. Симфония № 1, 1968. - М.:«Сов. композитор», 1975. Концерт для виолончели с оркестром, 1970. - М.:«Сов. композитор», 1982. Симфония № 2, 1971. - М.:«Сов. композитор», 1971. Симфония № 3, 1979. - М.:«Сов. композитор», 1987. Симфония № 4, 1983. - М.:«Сов. композитор», 1987. Концерт для фортепиано с оркестром № 2, 1989.

Основные науч. труды:«Сложный период» // Научно-методические записки СГК им. Л.В. Собинова. - Саратов, 1957, вып. 1; «Вариантная форма» // Научно-методические записки СГК им. Л.В. Собинова. - Саратов, 1957, вып. 1; «Утес» С.В. Рахманинова // Научно-методические записки СГК им. Л.В. Собинова. - Саратов, 1958, вып. 3; «Вторая симфония» С.В. Рахманинова // Научно-методические записки СГК им. Л.В. Собинова. - Саратов, 1959, вып. 3.

Лит-ра: Бернандт Г.Б., Должанский А.Н. Советские композиторы: Краткий библиографический справочник. - М.:«Сов. композитор», 1957. С. 543-544; Бернандт Г.Б., Ямпольский И.М. Кто писал о музыке: Библиографический словарь. Т.3. - М.:«Сов. композитор», 1979. С. 95; Манжора Б.Г. Композиторы и музыковеды Саратова: Библиографический справочник. - Саратов: Приволжское книжное издательство, 1982. С. 82-94; Манжора Б.Г. Борис Сосновцев // Композиторы и музыковеды Саратова под редакцией А.И. Демченко. - М.:«Композитор», 2008. С. 145-157.

 

 

20.07.2018