Саратовская региональная творческая композиторская организация
+7 (8452) 27-85-10 Председатель Правления, референт

Вспоминая Арнольда БРЕНИНГА...

Сегодня Арнольду Арнольдовичу БРЕНИНГУ исполнилось бы 94 года

Композитор, заслуженный деятель искусств России Арнольд Арнольдович Бренинг (годы жизни 17 февраля 1924 г. - 26.06.2001 г.) родился в г. Казани, в семье потомков успешного аптекаря. Аптека семьи Бренингов и сейчас украшает улицу Баумана в Казани, да и лекарства в ней продают до сих пор. Это все благодаря Екатерине Второй, что затеяла колонизацию поволжских земель земляками. Земляки царицыны не подкачали, и однажды некий Иоганн Бренинг прибыл с семьей в Саратовскую область преподавать науки разные. Так и назвалась одна из деревень колонии по фамилии – Бренинг. Сейчас название сменилось на ласковое-ординарное – Поповка. 

Бренинги успешно занимались преподаванием, просвещением, но именно коммерческий успех ждал их не на саратовской земле, а в Казани. Так что волею всесильной судьбы именно в этом городе юный Арнольд закончил среднюю школу и музыкальную, обе – с отличием. Затем он не менее отлично отучился в Казанском музыкальном училище, Охота к сочинению возникла у Арнольда с юного возраста, а именно, по воспоминаниям его брата Рудольфа, с 17 лет.
Впрочем, он не ограничивался музыкой: писал рассказы, стихи, рисовал, философствовал. Немецкий романтик, да и только. И при этом несомненный обладатель «прусских добродетелей» с самого молодого возраста. Арнольд прилежен и трудолюбив, за период до мобилизации сочинил для фортепиано два концерта, три сонаты, три баллады, фантазии, ряд других произведений, в частности Увертюру в четыре руки, а также несколько романсов для голоса с фортепиано. 
Во времена Великой Отечественной Арнольд Бренинг был обвинен и репрессирован как ЧСИР, и отправлен в трудармию. Ему пришлось грузить шпалы для строительства железной дороги, служить ночным сторожем на нефтебазе в совхозе под Ульяновском «Сакко и Ванцетти», и собирать урожай на полях совхоза, испытывая голод, холод и, возможно, утрату идеалов. Впрочем, романтизм, или, скорей, твердое осознание своего пути, своей звезды, своего таланта, помогли не погибнуть Арнольду Бренингу в жестокое время, помогли, наверняка как раз прусские добродетели и возможно еще что-то. 
В этот период Арнольд Арнольдович написал три фортепианные сонаты, скрипичный концерт и две пьесы для скрипки, два романса, фортепианные пьесы. 
Наиболее тяжелое трудовое испытание А.Б. прошел на Уральском лесоповале, где поэт и композитор, с незаживающей раной на плече, на участке Геж, валил деревья, стоя по пояс в воде. 
Затем он попал в Красновишерск (Пермская область), лагерь Вишералаг, в котором работали такие узники как Варлам Шаламов, например. Но музыкантов в лагере не было, поэтому днем было возможно потрудиться слесарем на бумажном комбинате, а вечером в клубе сесть за рояль. В Красновишерске Арнольд Арнольдович написал для фортепиано две сонаты, фантазию «Урал», два концертных вальса, «Поэму любви», завершил цикл «Впечатления юности», ряд других пьес, несколько вокальных произведений, а также литературное произведение — повесть «Северная звезда». 
Ольга Фёдоровна Бренинг, мать Арнольда Арнольдовича, и преподаватель Казанского музыкального училища Даниил Ефимович Френкин хлопотали о необходимости дать Арнольду Арнольдовичу консерваторское образование. 
После блестящего отзыва Союза советских композиторов во главе с профессором Г.И.Литинским о его сочинениях (переслали из ссылки) Арнольд Арнольдович был переведён в Казань с правом поступления в консерваторию. 
Консерваторию Арнольд Арнольдович окончил блестяще,и по двум факультетам — фортепиано и теоретико-композиторскому. В консерваторские годы были написаны две симфонии, фортепианный концерт и много пьес малой формы, два скрипичных концерта, два струнных квартета, много вокальных произведений, пьесы для духовых инструментов.
После окончания консерватории А.Б. стал преподавать: в музыкальном училище, педагогическом институте, не забывая о собственном творчестве; был принят в Союз советских композиторов. Но тут случилась неприятная история – якобы роман со студенткой, общеосудительное собрание с чтением морали, и оскорбленный А.Б. переезжает на землю, где преподавали его предки – в Саратов, преподает в консерватории уже Саратовской, и в музыкальном училище. Здесь уже получает звание заслуженного деятеля искусства России.
Преподаватель А.А. Бренинг оказался отменный, его курс полифонии – продуманный и гармоничный, стиль преподавания – харизматичный. Своеобразие его крылось в предельном консерватизме. У него было то, что называется стиль-стержень, от которого отклонения не могли быть допустимы. Арнольд Бренинг умел произвести впечатление как на среднестатистического ученика, так и на студента с запросами. Во вкусе Бренинга крылись все те же прусские добродетели. 

Дисциплина, порядок, организация, стало быть никаких опозданий, пропусков занятий, слабостей типа простуды или приема пищи больше 2 раз в день. Он предпочитал ранние индивидуальные занятия, – в 8 утра, например, а раньше 8 вахтер в здание консерватории бы не пустил. История музыки для Бренинга заканчивалась четко на Скрябине, у композиторов последующих времен всегда находились недостатки, промахи, несовершенства, джаз и, прости господи, рок, вообще не были достойны упоминания. Нижняя губа – вперед, и без того прямая спина стремится к бесконечной прямой – и таким манером Бренинг устремлялся к выходу из зала, если там раздавались звуки хотя б и старика Гершвина. Чувства – безусловно, существовали, но только поверенные алгеброй и перепроверенные геометрией. Бренинг умел воздать уважение Шопену, тонко чувствовал Бетховена и Шумана. Но знать не хотел ни Шостаковича, ни Шнитке. В общем, идеальный педагог, совершенство в чистом виде. 
В лихие 90-ые Арнольд Бренинг проявил достойную стойкость, сломить эту личность нашествием стихийного рынка оказалось невозможным. Продолжал сочинять музыку, а главное, воспитывать новых музыкантов, то есть находить желающих петь в хоре, когда буханку хлеба купить не на что.
Что касается собственного творчества. Значительное количество музыки написано Арнольдом Бренингом. 
Достаточно перечислить часть:девять симфоний, симфонические поэмы, в том числе «Аэлита», «Кондор», «На Курской дуге», «Земля отцов», «На полигоне смерти», «Вальс», концерты для всех струнных и многих духовых инструментов, четыре скрипичных сонаты, две альтовые и две виолончельные сонаты, циклы фортепианных пьес, среди которых «Уральские эскизы», «Балтийские эскизы», двадцать четыре прелюдии и фуги, «Трагическая соната», пьесы для всех духовых инструментов, четыре струнных квартета, вокальные и хоровые произведения, оперу «Крылатый человек». 
И если 9 симфония Бетховена известна, прежде всего, финалом – Одой к Радости, и воплощением бетховенской оптимистически-героической драматургии «от мрака к свету», то 9 симфония Бренинга, посвящённая гибели и возрождению Калининградского (Кёнигсбергского) собора, также в некотором роде триумфальное сочинение, достойное завершить симфоническое творчество мастера. Концерт для контрабаса с оркестром и двадцать четыре прелюдии и фуги для фортепиано — последние сочинения.

Умер Арнольд Арнольдович в семьдесят восемь лет от тяжёлого заболевания. 


Арнольд Арнольдович Бренинг вошёл в список выдающихся людей века, составленный в США.


 

17.02.2018