Саратовская региональная творческая композиторская организация
+7 (8452) 27-85-10 Председатель Правления, референт

Вспоминая Михаила СИМАНСКОГО

Сегодня композитору Михаилу Симанскому исполнилось бы 108 лет...

Композитор Симанский Михаил Николаевич – коренной волжанин. Он родился 21 (8 по старому стилю) ноября 1910 года в семье известного нижегородского художника Николая Николаевича Симанского, писавшего портреты, волжские пейзажи, виды Оки и Нижнего. Одарённость сына – старшего ребёнка в семье – отец не мог не заметить. Однако планомерные занятия музыкой было нелегко организовать в условиях разрухи и стеснённости в средствах. Но способности мальчика были столь же несомненны, как и необходимость обучать его музыке. Первым его учителем стал отец, под руководством которого будущий композитор подготовился к поступлению в Горьковский музыкально-драматический техникум. Это произошло, когда ему было уже 16 лет – достаточно поздний возраст для начала профессионального образования музыканта. Всего за три года он окончил фортепианное отделение техникума. Пианистическая одарённость позволила ему, выдержав огромный конкурс, поступить на фортепианный факультет Московской консерватории. Ему прочили блистательную карьеру, рекомендовали к участию в Международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве. Но не сбылось – один из сокурсников решил «пошутить», выбил из-под него табурет. Результат – сломанный палец на правой руке. На некоторое время подготовку к конкурсу пришлось отложить, а когда представилась возможность возобновить занятия, тогда необходимо было нагонять упущенное, многие часы проводить за роялем, что имело пагубные последствия. Есть такое неизлечимое профессиональное заболевание у музыкантов-исполнителей, которое они называют «переиграть руки». Это и случилось с Михаилом Николаевичем. Можно представить себе, какой это был удар для молодого пианиста – ведь речь шла о том, что с карьерой музыканта-исполнителя было покончено. По воспоминаниям Михаила Николаевича, порой ему казалось, что жизнь кончена, выхода нет, но он нашёл в себе силы справиться с бедой. Всё-таки в 1934 году он окончил Московскую консерваторию как пианист.

В 1938 году Михаил Николаевич поступил на композиторский факультет Московской консерватории в класс профессора А.Н.Александрова. Отношения с педагогом складывались непросто из-за несходства музыкальных вкусов. Тогда молодой композитор решился показать свои произведения Д.Д.Шостаковичу, перед гением которого преклонялся. Дмитрий Дмитриевич тепло отозвался о юношеской симфонии Михаила Николаевича и изъявил желание взять молодого композитора в свой класс, для чего нужно было перевестись в Ленинградскую консерваторию. Перевод был связан со многими хлопотами, к тому же в это время в семье появился первенец. Поэтому Симанский приехал в Ленинград не к самому началу учебного года, а чуть позже. К этому времени класс композиции Д.Шостаковича был уже полностью укомплектован. Потому Михаилу Николаевичу предложили определиться в класс М.Ф. Гнесина, а Дмитрий Дмитриевич любезно согласился стать консультантом молодого композитора, который, тем самым, занимался по композиции и у Гнесина, и у Шостаковича.

Со II курса консерватории 1 июля 1941 года он добровольцем ушёл на фронт, став бойцом Ленинградского ополчения. Сражался на передовой, не обошлось без тяжёлых ранений. После госпиталя он окончил школу радистов. Воевал в артиллерийском полку, дважды был контужен, одно из ранений чуть не привело к ампутации ноги. По возвращении в строй организовал армейский ансамбль, выступления которого проходили с большим успехом. Даже на фронте он продолжал писать музыку, главным образом хоры, военные песни. Воевал Михаил Николаевич до самой Победы, которую праздновал в Кёнигсберге – тогда он был уже гвардии старшиной. Его воинское мужество было отмечено многими боевыми наградами, в том числе орденом Отечественной войны 2-ой степени, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией» и другими отличиями.

После войны М.Н.Симанский продолжил учёбу в Ленинградской консерватории в классе композиции профессора Б.А.Арапова. В 1949 году он вернулся в родной город, где на него возлагали большие надежды. Его произведения зазвучали в Горьком, Москве и других городах. Имя Михаила Николаевича стало широко известным. Композиторская и педагогическая деятельность Михаила Николаевича складывалась в Горьком удачно. Симанский преподавал в Горьком многие учебные дисциплины, в том числе инструментоведение, оркестровку и, конечно же, композицию. Некоторое время он был проректором консерватории, но административная работа его не привлекала. К этому периоду жизни Михаила Николаевича относится создание им четырёх симфоний, трёх фортепианных концертов, пьес для различных инструментов, хоров, романсов. Авторитет в кругах музыкальной общественности страны всё более рос, его приглашали на работу во многие вузы. Он выбрал Саратов, в который переехал в 1960 году и где начался новый период его семейной жизни (первый брак распался сразу после войны): его супругой стала Клара Ивановна – преданный друг композитора.

На протяжении без малого сорока лет М.Н.Симанский работал в Саратовской консерватории на кафедре теории музыки и композиции. Он был прекрасным учителем, воспитавшим многих известных композиторов. Почти все ныне работающие в Саратове теоретики музыки прошли через его класс инструментовки. Рассказ о творческой деятельности Михаила Николаевича в Саратове был бы не полон без упоминания о вкладе, внесённом им в работу Союза композиторов – организацию, в которую он вступил ещё в 1950 году, став одним из первых членов только что созданного Горьковского отделения Союза. В течение 11 лет (с 1972 по 1983 годы) он был бессменным председателем правления Саратовской организации Союза. На VI Всесоюзном съезде его избрали в правление Союза композиторов СССР. С 1973 года он был секретарём правления. Одновременно Михаил Николаевич входил в Учёный совет консерватории, в художественные советы Саратовского оперного театра и филармонии. Но обременённость организационной работой не сказалась на творческой активности композитора. Саратовский период стал самым плодотворным. Большой вклад М.Н.Симанского в развитие отечественной музыкальной культуры был отмечен званием заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1996 году Указом Президента он был удостоен специальной пенсии за особые заслуги перед Россией. Имя Михаила Николаевича занесёно в «Книгу трудовой славы» Министерства культуры РФ. Объём его творчества очень широк. Количество обозначенных им опусов составляет без малого двести (точнее, сто девяносто два), при этом многие опусы включают по нескольку произведений, потому общее количество созданного – около четырехсот сочинений. М.К.Симанский ушёл из жизни в 2002 году в Саратове.  

 

Соч.: оперы — Василий Теркин (Саратов, 1964), Чернышевский (Саратов, 1978), Рихард Зорге (1967); балет Мальчиш-Кибальчиш (по А. Гайдару, 1987); для солистов, хора и оркестра — Кантата (сл. В. Томаха, 1982); для солиста, хора и симф. орк. — О вожде (1969); для солистов, женского хора и орк. — вок.-симф. поэма "Памятьсердца" (сл. М. Крыловой, 1975); для симф. орк. — Легенда о Волжской твердыне (1948), Сюита на народные темы (1951), Русский танец (1951), Марш (1982), Торжественная увертюра (1984), симфонии: I За мир (1953), II Лирическая (1956), III на. народные темы (1957), IV Реквием (1959), V Вьетнамская (1970), VI Мир сегодня (1971), VII Не быть войне! (1972), VIII Будущее человечества (1973), IX Лирическая (1973), X Памяти Д. Д. Шостаковича (1975), XI Лирическая (1977), XII Хиросима (1977), XIII Малая земля (1978), XIV Октябрь (1979), XV Русь (1979), XVI (1980), XVII посв. 112 годовщине со дня рождения В. И. Ленина (1981), XVIII (1982), XIX (1982), XX (1983), XXI (1984), XXII (1985), XXIII (1986), XXIV (1987), симф. поэмы: "Легенда о Волжской твердыне" (1948), II (1954), III (1961), IV (1968), VI (1985); для ф-п. и симф. оpк. — концерты: I (1950), II (1952), III (1957), IV (1966), V (1971), VI (1974), VII (1984); для скр. и симф. орк. — концерты: I (1962), II (1980), III (1981); для влч. и симф. орк. — поэмы: I (1954), II (1964), Концерт (1976); для флейты и симф. орк. — Концерт (1961); для гобоя и симф. орк. — Концерт (1983); для валторны и симф. орк. — Баллада (1952), Концерт (1975): для трубы и симф. оpк. — Пьеса (1955), Концерт-поэма (1970); для тромбона и симф. орк. — Элегия (1955), Поэма (1973); для домры и симф. орк. — Концерт (1949); для баяна и симф. орк. — Концерт (1964); для голоса и симф. оpк. — Патриотическая песня (сл. В. Кривилева, 1965), Фрагмент из поэмы В. Маяковского "Ленин" (1969), Ноктюрн (сл. А. Коваль-Волкова, 1971), баллада "Двое" (сл. М. Светлова, 1971), романс "Любимой" (сл. Ю. Абросимова, 1971), Березы Освенцима (сл. Л. Татьяничевой, 1975), В альбом (сл. И. Гуляева, 1980), Концерт (1985), Концерт (1986); для струн. орк. — Поэма (1982), квартеты: IX (1986), X (1986), XI (1987); для флейты, кларнета, фагота, валторны и ф-п. — Сюита (1964), Баллада (1969); для ф-п. и оpк. дух. инстр. с ударными — Легенда (1966); для флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны — Квинтет (1977), Сюита (1981); для 2-х скр., альта и влч. — Поэма (1940), квартеты: I (1947), II (1969), III Памяти Д. Д. Шостаковича (1975), IV (1979), V (1980), VI (1982), VII (1983), VIII (1985), Скерцо (1949); для 2-х скр., альта, влч. и ф-п. — Квинтет (1940); для скр., альта и влч. — Трио (1971); для скр., влч. и ф-п. — Две пьесы (1959); для скр., влч. и ф-п. — Трио (1986); для кларнета, фагота и ф-п. — Трио (1971), Лирическая пьеса (1954); для скр. и ф-п. — Соната (1971), Семь характерных пьес (1975), Скерцо-вальс (1979), Поэма (1986); для влч. и ф-п. — Две поэмы (1978); для альта и ф-п. — Поэма (1961); для контрабаса и ф-п. — Поэма (1962); для трубы и ф-п. — Поэма (1960), Пьеса (1966); для тромбона и ф-п. — Этюд-картина (1950); для гобоя и ф-п. — Прелюдия (1964), Скерцо (1987); для кларнета и ф-п. — Размышление (1954), Вальс (1981); для фагота и ф-п. — Скерцо (1982), Ноктюрн (1984); для малой домры и ф-п. — Скерцо (1977); для ф-п. — Двенадцать прелюдий (1939), Три пьесы (Этюд, Юмореска, Силуэты, 1949), Десять прелюдий (1950), Две прелюдии (1951), Три прелюдии (1953), Две пьесы (Танец на льду, Сказка, 1954), Две прелюдии (1954), Пять прелюдий (1955), Две прелюдии (1956), Две прелюдии (1957), Бабушкин рассказ (1958), Две прелюдии (1959), Две пьесы (Шутка, Рассказ товарища, 1959), Прелюдия (1960), Скерцо (1960), Три пьесы (Юмореска, Баллада, Скерцо, 1963), Две поэмы (1969), новеллы: I (1969), II (1969), III (1970), Рондо-каприччиозо (1971), Соната (1972), Восемь пьес, Три прелюдии; для баяна — Сюита (триптих, 1970); инстр. пьесы для детей, вт. ч. сб.: I (15 пьес, 1947), II (12 пьес, 1963); для голоса и ф-п. — циклы: Пять романсов на cл. В. Кривилева (1968), Четыре романса на cл. С. Щипачева (1970), Семь романсов на cл. Наби Хазри (1972), Четыре романса на cл. В. Кривилева (1972), Четыре романса на cл. В. Налобина (1973), Четыре романса на cл. Г. Эмина (1974), Четыре романса на cл. Ю. Друниной (1974), Пять романсов на cл. B. Кривилева (1976), Четыре романса на cл. Л. Темкиной (1978), Семь романсов на cл. Л. Темкиной (1979), Четыре романса на cл. И. Гуляева (1980), романсы и песни на cл. A. Пушкина, М. Лермонтова, А. Фета, Ф. Тютчева, Ш. Петефи, Р. Гамзатова, C. Алымова, А. Коваль-Волкова, А. Жарова, B. Лебедева-Кумача, С. Острового, А. Суркова, А. Чуркина, Н. Панафутиной, Г. Иванова, М. Коргатова, А. Крылева; хоры на cл. A. Кольцова, Ов. Туманяна, В. Сосюры, С. Голованивского, К. Трифонова, Н. Палькина, B. Позорова, В. Смирнова-Ульяновского; обр. нар. песен.

 















 

08.11.2018