Саратовская региональная творческая композиторская организация
+7 (8452) 27-85-10 Председатель Правления, референт

История

К ИСТОРИИ САРАТОВСКОЙ КОМПОЗИТОРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

         Профессиональная музыкальная культура дореволюционного Саратова складывалась в основном в рамках Императорского русского музыкального общества (ИРМО) – разветвлённой организации, включавшей в себя ведущие музыкальные образовательные учреждения и концертные объединения страны. В Саратове ещё в XIX столетии было открыто отделение этого общества, при котором возникли музыкальные классы и музыкальное училище, а в 1912 г., опять-таки под патронатом ИРМО, была открыта Саратовская Алексеевская консерватория – первая в русской провинции и третья в стране (первыми двумя были Петербургская и Московская консерватории). Руководили ИРМО виднейшие музыканты, в частности, А.К. Глазунов, курировавший Саратовскую консерваторию, дирижировавший консерваторским симфоническим оркестром и командировавший в Саратов известных столичных музыкантов с целью инспектирования деятельности этого высшего музыкального учебного заведения.

         После революции 1917 г. Императорское русское музыкальное общество, естественно, прекратило своё существование, но при этом возникли другие организации, объединявшие музыкантов как по художественной и стилистической направленности творчества, так и с целью взаимопомощи. Одним из крупных музыкальных деятелей, возглавлявших такого рода общества, был в то время Иван Васильевич Липаев, приглашённый на работу в Саратовскую консерваторию в связи с её открытием (он возглавлял Общество музыкантов, работал в Союзе оркестрантов и в Коллегии по делам Саратовского музыкального округа). 

         В свете политических и идеологических факторов на рубеже 1920-30-х годов ХХ в. отдельные художественные объединения были распущены и на их месте постановлением ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932 г.) стали создаваться новые, централизованные союзы во всех видах художественного творчества, в том числе и композиторского. К этому времени относится начало формирования Союза композиторов СССР (до 1957 г. он назывался Союзом советских композиторов), в процессе которого отделения Союза стали создаваться в крупных городах – Москве, Петербурге, столицах союзных республик и других культурных центрах страны.         

         Саратов относился к числу городов, в которых одним из первых возникло отделение Союза композиторов, что было вполне объяснимо богатой историей музыкальной жизни этого региона страны. Художественная жизнь города и губернии отличалась большой активностью на протяжении ещё XIX в., что сказывалось на развитии музыкального образования, наполненной событиями концертной и театральной жизни города. В первой половине столетия в городе проявились истоки композиторского творчества, связанные с произведениями М. Герлички и Н. Бахметева. Во второй половине столетия Саратов стал крупным музыкальным центром. Здесь открывались музыкальные учебные заведения, в том числе под эгидой ИРМО; сюда приезжали известные музыканты – композиторы и исполнители: С. Рахманинов, А. Скрябин, Н. Черепнин, А. Аренский, А. Гречанинов, С. Ляпунов, А. Есипова, А. Зилоти, М. Ипполитов-Иванов, Э. Направник и многие другие.

         Композиторское отделение консерватории существовало здесь с момента её открытия, первый выпуск состоялся уже в 1915 г. Ведущими педагогами композиции были известные музыканты Г.Э. Конюс и Л.М. Рудольф. Они воспитали в Саратове немало композиторов и исследователей музыки, в дальнейшем ставших членами Союза композиторов: это композиторы Ю.В. Кочуров,  В.В. Пушков, К.Я. Листов, Я.С. Солодухо, музыковеды И.В. Способин, А.Н. Дмитриев, М.К. Михайлов, будущие профессора Саратовской консерватории Л.Л. Христиансен и И.А. Тютьманов. Работал в консерватории и известный фольклорист А.М. Листопадов.

          Впервые отделение Союза композиторов СССР было основано в Саратове в 1939 г. Главой его организационного бюро избрали Михаила Кесаревича Михайлова – одного из ведущих педагогов кафедры теории и истории музыки Саратовской консерватории (заведующим этой кафедрой он стал в 1940 г.). Он работал в контакте с центральными органами Союза: выезжал в Москву в 1939 г. на Пленум Оргкомитета и в 1947 г. по вызову Комитета Союза. Должность председателя Саратовского организационного бюро Союза композиторов он занимал до 1949 г.

          В военные годы в Саратов была эвакуирована значительная часть педагогов Московской консерватории, представляющих композиторский и музыковедческий факультеты столичного вуза. В период эвакуации в Саратове жили и работали видные композиторы и музыковеды страны, многие из которых были активными членами Союза композиторов: Г. Литинский, М. Меерович, Г. Юдин, Б. Яворский, Ю. Келдыш, Т. Ливанова, В. Ферман, В. Протопопов, С. Скребков, И. Рыжкин, В. Берков, И. Нестьев, Б. Ярустовский. В Саратов были эвакуированы и музыканты из республик Советского Союза, в том числе классик украинской музыки Б. Лятошинский, композиторы Н. Аладов (Белоруссия), С. Няга (Молдавия). Живя в Саратове, эти музыканты сотрудничали с саратовскими композиторами и музыковедами и продолжали вести активную работу по линии Союза композиторов. Так, будучи в Саратове, Б.Л. Яворский делал окончательную редакцию своего исследования о творческом мышлении русских композиторов, подготавливая его к представлению в комиссию Союза композиторов, в чём его всемерно поддерживал Д.Д. Шостакович, готовивший это обсуждение (к сожалению, из-за безвременной кончины Болеслава Леопольдовича представление книги не состоялось, и прошли десятилетия, прежде чем этот труд выдающегося исследователя был издан).           

          Что касается работы Саратовского отделения Союза композиторов, ещё до отъезда Михаила Кесаровича Михайлова в Ленинград, в 1943 г., ответственным секретарём Саратовской организации Союза был избран его ученик  Аркадий Аркадьевич Котилко, который годом раньше вступил в Союз композиторов СССР. Он был делегатом I съезда ком­позиторов СССР (1948 г.), а с 1949 г. исполнял обязанности уполномоченного правления Союза по Саратовской области.

          В 1951 г. организация окончательно сформировалась, этот год принято считать официальной датой рождения Саратовской композиторской организации. Руководил организацией с 1951 по 1956 г. Яков Кузьмич Евдокимов – ведущий педагог, заведующий кафедрой истории и теории музыки консерватории (с 1947 г.).

            В 1956 г. организацию возглавил выпускник Московской консерватории, композитор и теоретик музыки Борис Андреевич Сосновцев (член Союза композиторов с 1955 г.), который с 1969 по 1976 г. был ректором консерватории. В 1966 г. он стал председателем Нижне-Волжского отделения Союза, на съездах Союза избирался членом правления Союза композиторов СССР (в 1958 г.) и РСФСР (в 1968 г.). В 1983 г. он вновь был избран председателем Саратовской композиторской организации. В 1950-е – 60-е годы прошлого века Саратовская композиторская организация была одним из наиболее представительных региональных творческих объединений. Она включала в себя ведущих композиторов и музыковедов города. Среди них выделялся композитор Виктор Владимирович Ковалёв – педагог, заведующий теоретическим отделом Саратовского музыкального училища. В 1960 г. он был избран председателем Саратовской композиторской организации, входил в правление Союза композиторов РСФСР. В 1964 г. в члены Муз­фонда СССР был принят автор многих песен Владимир Павлович Кривилёв, с 1972 г. ставший членом Союза композиторов.         

          Музыковедческое направление работы было представлено в организации видными исследователями музыки Марианной Фёдоровной Гейлиг, Львом Львовичем Христиансеном, Иосифом Алексеевичем Тютьмановым, Натальей Флорентьевной и Ростиславом Сергеевичем Таубе, Борисом Георгиевичем Манжорой, который был ответственным секретарём Саратовской композиторской организации, входил в состав её правления. Особенно усилилась организация в 60-е годы, что было связано с переездом в Саратов видных композиторов. В 1960 г. в Саратовской консерватории начал работать Михаил Николаевич Симанский – композитор, оставивший огромное творческое наследие. С 1972 по 1983 он был председателем правления Саратовской композиторской организации, избирался секретарём правления Союза композиторов РСФСР; на VI Всесоюзном композиторском съезде (1972 г.) был избран в состав правления Союза композиторов СССР.  В 1968 г. на работу в консерваторию приехали Олег Аркадьевич Моралёв и Арнольд Арнольдович Бренинг, сразу вошедшие в число наиболее авторитетных педагогов вуза. Оба композитора активно участвовали в работе Союза, входили в состав его правления. С 1972 по 1983 г. Олег Аркадьевич был ответственным секретарем организации, с 1988 года – её председателем, одновременно являясь членом ревизионных комиссий Союзов композиторов СССР и РСФСР.

          В 1970-х – 80-х годах Саратовская организация Союза композиторов пополнилось новыми, активно работающими представителями: композиторами Еленой Владимировной Гохман и Юрием Владимировичем Массиным и музыковедами Александром Ивановичем Демченко и Лидией Львовной Христиансен. С 1991 по 1996 гг. Юрий Владимирович возглавлял Саратовскую композиторскую организацию, а Александр Иванович был её ответственным секретарём.

          В 90-е годы приём в Союз новых членов значительно расширился, что особенно наглядно выявилось с 1996 г., когда председателем организации стал народный артист России Евгений Михайлович Бикташев. Он привлёк в Союз молодых композиторов – Владимира Станиславовича Мишле, Игоря Николаевича Дороднова, Виталия Алексеевича Окорокова, Алексея Вячеславовича Павлючука, Наталью Евгеньевну Двинину-Мирошниченко, Наталью Маслову, позже – Семёна Сергеевича Гликмана, Сергея Павловича Полозова, Николая Евгеньевича Шиянова, Ивана Александровича Субботина и Владимира Валерьевича Орлова. Кроме того, на работу в Саратов был приглашён член Союза композиторов Владимир Григорьевич Королевский, были приняты в организацию композиторы Роман Тигранович Давыдов и Владимир Иванович Зуев. Значительно расширилось и представительство в Союзе музыковедов: членами организации стали проректор по научной работе Саратовской консерватории Елена Дмитриевна Ершова, заведующая кафедрой истории музыки Татьяна Фёдоровна Малышева, профессор Лилия Алексеевна Вишневская, педагог Саратовского областного  колледжа  искусств Людмила  Валентиновна  Топоркова. Приём новых членов продолжался и в последние годы.

          Как показывает обзор истории Саратовской композиторской организации, с ней были связаны жизнь и деятельность не только тех композиторов и музыковедов, которые долгое время жили в Саратове, но и тех, кто волею судеб переехали в другие города страны, стали членами иных отделений Союза композиторов, и тех, кто сравнительно недолго прожил в Саратове, но или внёс значительный вклад в развитие музыкальной культуры нашего города, или именно в Саратове работал с особой активностью, или вёл класс композиции, из которого вышли видные музыканты.